Запрестольный образ витража великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости

Весной 1905 года художник Н. Бенуа начал заниматься оформлением восточной части помещения усыпальницы. В это время родилась идея создания витража “Воскресение Христово”. В Санкт-Петербурге это было второе включение витража в систему изобразительных средств алтаря. Первым был витраж Исаакиевского собора. По площади витраж усыпальницы был почти в два раза меньше, и составлял 13 м2. Изготавливался Петропавловский витраж тоже в Германии, на этот раз в Дармштадте (витраж Исаакиевского собора создавался в Мюнхене). В начале 1905 года художник по религиозной живописи Н.А. Бруни закончил живописный эскиз размером в одну четверть предполагаемого витража и приступил к составлению картона в реальную величину. В то же время для него изготовлялась металлическая рама-каркас. Вскоре после завершения предварительных работ разрезанный картон запрестольного образа вместе с рамой отправился в витражную мастерскую в Дармштадте. Работал над витражом русский художник Г.И. Кузик, который приехал в Германию для обучения витражному делу.

В январе 1906 года витраж был полностью готов и смонтирован в алтаре усыпальницы. Н.А. Бруни, приглашенный посмотреть готовую работу, выразил неудовлетворение проделанной работой. По его мнению “тона красок не отвечали первоначальному эскизу и тени положены слишком резкие”. Витраж демонтировали. Г.И. Кузик попытался ослабить “резкие тени”: промывал витраж водой с использованием наждака.

Через полгода обновленный витраж занял свое место в алтаре великокняжеской усыпальницы. В годы Великой Отечественной войны витраж был выбит взрывной волной вражеской бомбежки.Впервые идея воссоздания запрестольного образа зародилась еще в 90-е годы XX века. Попытки осуществить задуманное не казались сказочными, работа даже была частично профинансирована, но случившийся в стране кризис оборвал надежды на возрождение витража.В 2006 году появилась новая возможность вернуть утраченное. По инициативе художника-энтузиаста А.И. Яковлева было принято решение о возрождении памятника культуры . Витраж Великокняжеской усыпальницы должен был быть восстановлен “с нуля”, и оказать помощь в этом деле согласился Промстройбанк. Юбилейная дата, связанная со старым витражом, не оставила равнодушным КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) и он согласился финансировать проект, который был взят под личный патронат губернатором города. За работу взялась мастерская А.И. Яковлева. Первой трудностью стала работа с источниками. Витраж требовалось сделать с максимально возможным историческим приближением к оригиналу. Мастера приступили к работе с архивами Петропавловской крепости. К сожалению, от разорванного снарядом витража не осталось даже частей или осколков. Работники музея-памятника на протяжении нескольких лет хранили их, но позднее, потеряв надежду вернуть образ, выбросили то немногочисленное, что осталось от произведения. Таким образом, от витража не осталось ничего, кроме небольшого акварельного эскиза Бруни и такой же небольшой черно-белой фотографии витража, собранного Г.И. Кузиком.

Требовалось не только сохранить стилистику, но и строго придерживаться канона классического витража. Дело в том, что фотография витража Кузика была черно-белой, помочь в подборе цветов не могла, к тому же паечные границы сегментов не были видны. Оставалось работать только с имеющимся цветным эскизом Бруни. Однако Бруни был прежде всего живописцем, а витраж, как вид прикладного искусства не признает “акварельную небрежность” и нуждается в точности линий и четкости красок. Говоря о красках, надо заметить, что акварель, в которой был выполнен эскиз, резко отличалась от стекольных красок. Живопись на стекле предполагает создание иллюзии объема за счет игры света и тени, обычная краска в эскизе не могла решить таких задач. Современным мастерам пришлось заново разрабатывать витражную палитру цвета и утверждать в комиссии КГИОП.После чего приступили к исполнению основной части работы. Витражисты сделали картон в натуральную величину и сняли с него кальку. Работа велась на световых столах, подложкой под стекло служила прозрачная бумага. По кальке нарезались сегменты стекла. Сегменты подгонялись под рисунок и обрабатывались на специальном шлифовальном станке, который придавал стеклу мягкую изящную форму. Затем наносился рисунок специальными красками “Heraeuse” и производился обжиг в муфельной печи при температуре 590С. После первого обжига следовала повторная роспись, а после нее — снова обжиг, и так до 5-6 раз. Краска наносилась слой за слоем, с каждым новым разом уплотняя цвет и создавая иллюзию объема за счет наложения теней.

По завершению основной части работы витраж ждал заключительный этап: сборка в свинцовую оплетку и последующая сборка в уже приготовленную раму. Несмотря на важность соблюдения принципа историзма, в работе приходилось использовать нововведения. Например, Яковлев решил изменить нижнюю надпись. Первоначальная надпись “ВОСКРЕСЕНIЕ ТВОЕ ХРИСТЕ СПАСЕ АНГЕЛИ ПОЮТЪ НА НЕБЕСИ” была очень длинной и не вмещалась в рамки витража. Чтобы укоротить надпись, с разрешения КГИОП ее воспроизвели на старославянском языке.Благодаря современным технологиям и четкой работе команды работа была выполнена за два месяца. Впервые воссозданный витраж был представлен 27 мая 2006 года на выставке “Салон подарков городу”. В конце июня 2006 года он был перенесен в Усыпальницу Петропавловского собора.

Изготовление витражей на заказ